О маркировке
В Узбекистане маркировка является обязательной для определенных групп товаров: табак, лекарственные средства, алкоголь, пивоваренная продукция, бытовая техника, вода и прохладительные напитки. Другими словами, дистрибьюторы, которые реализуют эти товары, обязаны маркировать такую продукцию.
Обязательная маркировка была введена Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 737 от 20.11.2020 «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров». В данный момент маркировка является обязательной только для определенных групп товаров, однако в будущем она затронет и другую продукцию.
С какой целью делается маркировка?
позволяет контролировать ввоз и оборот нелегальных товаров;
- способствует росту выручки и повышению конкурентоспособности легального бизнеса;
- помогает бизнесу оптимизировать процессы и снижать издержки;
- помогает сделать рынок прозрачнее и лучше контролировать подлинность товаров;
- делает возможным контроль в случае каких-либо нарушений: благодаря этой технологии надзорные органы отследят всю цепочку перемещения товара и определят ответственного;
- в целом улучшает уровень защиты прав потребителей: покупатели могут быть уверены, что приобретают легальные и качественные товары;
- улучшает качество работы с системой складского учета, так как позволяет быстро получить любую информацию по продуктам.
Маркировка представляет собой нанесение на упаковку товара или товарный ярлык специального уникального DataMatrix-кода (двумерный матричный штрихкод в форме квадрата или прямоугольника) и его фиксацию на каждом участке пути: от производственной линии до конечного потребителя. Этот код гарантирует подлинность и качество товара. Он уникален и легко наносится на любую упаковку.
Что такое DataMatrix-код? Он делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует оператор. За счет фиксации движения товара на каждом этапе в системе ASL BELGISI (Национальная информационная система цифровой маркировки и прослеживания продукции), исключается появление двойников товара и возможность его повторного вывода на рынок.
Код маркировки Data Matrix наносится на потребительскую упаковку или товарный ярлык (по стандарту ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»).
В Узбекистане система цифровой маркировки создается в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Частным партнером выступает CRPT TURON, его задачей является создание, эксплуатация и развитие информационной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Государственный партнер — Государственный налоговый комитет — осуществляет нормативно-правовое регулирование в области обязательной цифровой маркировки товаров.
Как это работает на практике?
1.
Производитель наносит на товар уникальный цифровой код, присвоенный уполномоченным оператором ЦРПТ Турон.
2.
Весь путь товара фиксируется на каждом этапе: от завода до потребителя.
3.
В магазине сканируют код товара на полке, что исключает вероятность вброса поддельного товара.
4.
Пользователь может просмотреть всю информацию о товаре в мобильном приложении на iOS или Android. Ссылки для скачивания приложения вы найдете здесь.
Рассмотрим процесс маркировки подробнее
- 1.Производитель создает заказ кодов (эмиссия КМ) с указанием штрих-кода (GTIN) товара и количества. Запрос отправляется в ЦРПТ Турон и возвращает время генерации кодов.
- 2.По завершении генерации коды маркировки отправляются производителю и печатаются.
- 3.Следующим этапом происходит физическое нанесение кодов маркировок с помощью аппликаторов. Аппликатор этикеток — устройство, предназначенное для приклеивания заранее напечатанных этикеток, бирок, ярлыков.
- 4.Далее необходимо отправить отчет об использовании (нанесении) кодов маркировки и зарегистрировать статус кодов маркировки в системе маркировки. Отчет о нанесении говорит о том, что коды маркировки могут быть реализованы в продаже.
- 5.Система маркировки (ЦРПТ Турон) отслеживает движение по цепи поставок кода маркировки каждого товара. При смене собственника, приемке или отгрузке нужно сверить каждый поступивший код, отсканировав штрих-код с маркировкой. При оптовых поставках такой процесс занимает много времени. Для оптимизации этого процесса применяется агрегация: чтобы не приходилось сканировать код маркировки каждого товара, отгружаемого оптовыми партиями, коды объединяют (агрегируют) в транспортную упаковку.
Агрегирование — это объединение единичных товаров в потребительской упаковке в транспортную упаковку, либо транспортных упаковок в логистическую единицу следующего уровня. За счет связки исходных кодов маркировки и объединенной транспортной единицы коды маркированного товара отслеживаются по коду объединенной упаковки. Агрегированная транспортная единица организована по принципу матрешки: внутри каждого верхнего уровня находится следующий по вложенности. Подробнее про агреграцию читайте ниже.
1.
Система маркировки должна знать, какие коды маркировки были упакованы в транспортные блоки, а какие блоки — в паллеты. Соответственно нужно отправить отчет об агрегации.
2.
Далее производитель реализует продажу товаров дистрибьютору путем выставления подписанной счет-фактуры с прикрепленными кодами маркировки.
3.
Дистрибьютор подписывает счет-фактуру и получает детали кодов маркировки. Производитель отправляет агрегированный товар (например, паллеты), далее дистрибьютор может разагрегировать паллету и продавать блоками. Именно для этой цели нужно и получать состав кодов из ЦРПТ Турон.
4.
Дистрибьютор реализует продажу товаров розничной точке путем выставления подписанной счет-фактуры с прикрепленными кодами маркировки.
5.
Розничная точка также получает детали кодов.
6.
Розничная точка продает товар потребителю.
7.
После этого происходит регистрация продажи маркированных товаров в ОФД.
8.
ОФД отправляет данные о продаже в систему маркировки (ЦРПТ Турон). Коды маркировки списываются и приобретают статус "Выведен из оборота".
Всего существует 7 уровней маркировки — для разных вариантов упаковки товаров. Чаще всего используется три: пачка (для единичного товара), коробка (транспортная упаковка 2-го уровня), паллета.
Также, например, для табачных изделий, может использоваться блок (транспортная упаковка 1-го уровня).
На пачку и блок наносится код DataMatrix. А на короб и паллету уже наносится код агрегации — линейный штрихкод формата GS1 128 (SSCC). Нанесение такого кода не обязательно, но значительно упрощает приемку и отгрузку товаров.
SSCC – это серийный код транспортной упаковки (serial shipping container code).
Чем это удобно? В системе ЦРПТ Турон содержатся данные об агрегированных упаковках и той продукции, которая в них вложена. Соответственно при работе с большими типами упаковок можно сканировать только один код (линейный) и получить информацию обо всех товарах, которые содержатся в упаковке.
- ЭЦП – электронная цифровая подпись (можно обращаться в Единый портал интерактивных государственных услуг для получения ЭЦП).
- 2D-сканер штрих-кода для считывания кода Data Matrix.
- Онлайн-касса для розничных продаж (возможно, потребуется обновление прошивки).
- Настройка обмена документами при помощи оператора электронного документооборота.
В Smartup X также теперь доступен модуль маркировки, который дает возможность учитывать все нюансы работы с маркированными товарами и автоматизировать этот процесс.
По умолчанию настройка не включена, так как не все организации работают с маркированными товарами. Ее необходимо включить в режиме филиала, в разделе Главное - Настройки системы.
*При написании текста использовалась информация сайта Национальной системы цифровой маркировки товаров.
Также полезна информация об Агрегации маркированного товара
Статья помогла?
Отлично!
Спасибо за ваш отзыв
Извините, что не удалось помочь!
Спасибо за ваш отзыв
Комментарий отправлен
Мы ценим вашу помощь и постараемся исправить статью